Горячая линия: (495) 225-98-00

Вопрос:


Организация планирует заключить договор на продажу оборудования с предустановленным программным обеспечением. В приложении к основному договору содержится лицензионное соглашение на программное обеспечение (простая неисключительная лицензия). Нужно ли в договоре отдельно указывать стоимость лицензии на программное обеспечение или достаточно указать цену всего договора?

Ответ:

В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Рассматриваемый договор представляет собой смешанный договор - купли-продажи и лицензионный, соответственно к отдельным частям договора применяются нормы главы 30 и ст. 1235 ГК РФ.
В соответствии со ст. 1235 лицензионный договор заключается в письменной форме, несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора. По лицензионному договору лицензиат обязуется уплатить лицензиару обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное. При отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. Таким образом, если в рассматриваемом смешанном договоре не указано, что передача прав по лицензионному договору является безвозмездной, не выделена сумма лицензионного вознаграждения и ее невозможно определить из текста договора, по нашему мнению, лицензионное соглашение может быть признано незаключенным по иску заинтересованного лица.

При этом в соответствии с п. 26 ч. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению НДС реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. Для промышленного оборудования и ЭВМ такая льгота не установлена. Таким образом, для применения льготы по налогу на добавленную стоимость необходимо выделить стоимость лицензионного вознаграждения за передачу прав на программное обеспечение из общей цены договора. К такому же выводу приходят суды (см. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-сибирского округа от 28.02.2013 № А19-12329/2012).

А.О. Пучкина

 

Вопрос:


Обязана ли организация предоставить потребителям возможность оплачивать товары банковской картой без комиссии?

 

Ответ:

В соответствии с ч. 1 ст. 140 ГК РФ платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Ч. 1 ст. 16.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт распространяется на продавца, у которого выручка от реализации товаров за предшествующий календарный год превышает сорок миллионов рублей.
Согласно ч. 4 ст. 16.1 Закона о защите прав потребителей, при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.

Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» национальные платежные инструменты определены как платежные карты и иные электронные средства платежа, предоставляемые клиентам участниками национальной системы платежных карт (НСПК) в соответствии с правилами НСПК (часть 2 статья 30.1). На сегодняшний день к национальной системе платежных карт относятся карты «Мир», а также международные платежные системы Visa и MasterCard, операции по которым осуществляются через НСПК.

Таким образом, продавец обязан принимать к оплате банковские карты и должен обеспечить равные цены, независимо от способа оплаты - наличными денежными средствами или с помощью банковской карты.
Неисполнение продавцом указанной обязанности влечет административную ответственность по ч. 4 ст. 14.18 КоАП РФ - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Вывод о том, что возложение на потребителя обязанности оплатить банковскую комиссию противоречит вышеуказанным нормам подтверждается судебной практикой, см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 № 09АП-11118/2016.

А.О. Пучкина

 

Вопрос:


20 ноября 2017 года работник ООО при получении письма на почте обнаружил, что почтовое отделение не поставило на письме штамп с указанием даты получения письма в данное почтовое отделение. На просьбу проставить данный штамп работник получил отказ. Является ли нарушением непроставление такого штампа почтовым отделением? Если да, то какая ответственность предусмотрена?

 

Ответ:

В соответствии с п. 45 Почтовых Правил календарный штемпель предназначается для гашения почтовых марок и обозначения на почтово-телеграфных отправлениях, квитанциях и документах места и даты, а при использовании на предприятиях связи столиц независимых государств и автономных республик, областных (краевых) центров, городов областного (краевого, республиканского) подчинения еще и часа приема, отправки, получения или выдачи почтовых отправлений.

На письма, которые поступили в почтовое отделение, немедленно должен быть проставлен штемпель. Единственным исключением из данного правила является предпраздничный или праздничный периоды. В этом случае администрация почты вправе разрешить отделениям не штемпелевать входящую корреспонденцию (п. 134 Почтовых правил). Таким образом, непроставление штемпеля в указанной ситуации является нарушением Почтовых правил, так как ситуация не подпадает под указанные исключения.

В нормативно-правовых актах ответственность за нарушение Почтовых правил найти не удалось, однако на практике за данное нарушение Роскомнадзор привлекает к ответственности на основании части 3 статьи 14.1 КоАП РФ: осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Совершение данного правонарушения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей (см., например, Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.08.2012 по делу № А60-30357/2012, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2016 № 09АП-53581/2016-АК по делу № А40-180680/16).
Таким образом, применительно к данной ситуации проставление календарного штемпеля обязательно. Его непроставление влечет ответственность на основании части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Д. Г. Кичигин

 

Вопрос:


Согласно абз. 1 п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ) работодатели и заказчики работ (услуг), привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ, на территории которого трудятся иностранцы, о заключении и прекращении (расторжении) с ними трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Ответ:


Формы и порядок представления уведомлений утверждены Приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147 (далее – Приказ №147). Так, Приказом №147 утверждена Форма уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства (Приложение 19) (далее - Уведомление) и Порядок представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами или лицами без гражданства (Приложение 21) (далее - Порядок). 
Бланк Уведомления заполняется на каждого иностранного работника разборчиво от руки или с использованием технических средств на русском языке без использования сокращенных слов, аббревиатур и исправлений (п. 3, 4 Порядка). Согласно п. 5 Порядка в уведомлении должны быть заполнены все соответствующие поля.

Формой Уведомления в разделе 3 предусмотрены поля для указания сведений, в том числе об основании осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности (разрешение на работу или патент; наименование международного соглашения или ссылка на акт законодательства РФ, предусматривающие осуществление трудовой деятельности без разрешения на работу или патента). Также, в разделе 3 предусмотрено заполнение графы «Профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности), по которой иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность» (указывается в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО), Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей, служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) или Общероссийским классификатором занятий (ОКЗ). Следовательно, работодатель обязан заполнить все соответствующие поля уведомления, поскольку неуказание сведений, предусмотренных вышеперечисленными графами, свидетельствует о нарушении порядка подачи данного уведомления.
Ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ установлен штраф от 400 000 до 800 000 рублей за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы Уведомления.

В отношении довода об отсутствии в патенте иностранца сведений о профессии отметим следующее. В случае принятия высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) решения об указании в патенте, выдаваемом на территории данного субъекта РФ, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина иностранный гражданин не вправе осуществлять на территории данного субъекта РФ трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), которая не указана в патенте (абз. 2 п. 16 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ).

Вместе с тем, в г. Москве до настоящего времени не принят соответствующий нормативно-правовой акт, в связи с чем в патентах, выдаваемых иностранным гражданам в данном субъекте РФ, сведения о профессиях (специальностях, должностях, видах трудовой деятельности) не указываются.
Однако отсутствие соответствующего нормативно-правового акта об указании в патенте, выдаваемом на территории данного субъекта РФ, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина, и неуказание данной информации непосредственно в патенте на осуществление трудовой деятельности, выданном иностранному гражданину, не влечет за собой отсутствие необходимости заполнения всех полей Уведомления, в том числе графы «профессия» (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2016 № 15АП-6337/2016 по делу № А32-5265/2016).

Судебная практика свидетельствует о правомерности привлечения работодателей к административной ответственности за неуказание в Уведомлении сведений об основании осуществления иностранцем трудовой деятельности и профессии (специальности). Однако, суды,  учитывая правовую позицию КС РФ (постановление от 25.02.2014 № 4-П), снижают размеры подлежащих взысканию с работодателей штрафов (Постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от: 01.12.2015 № Ф04-27081/2015 по делу № А27-8919/2015; 01.12.2015 № Ф04-27098/2015 по делу № А27-8915/2015; 10.12.2015 № Ф04-27047/2015 по делу № А27-8938/2015) или освобождают их от ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, ссылаясь на постановления Пленумов ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 и ВС РФ от 24.03.2005 № 5. Суды при этом принимают во внимание конкретные обстоятельства совершенного правонарушения и степень угрозы охраняемым общественным отношениям (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.08.2016 № Ф08-6239/2016 по делу № А32-5265/2016, Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.2016 по делу № А32-18319/2016).

Ю.Ю. Астахова

 

Вопрос:


Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются, в том числе, добровольные имущественные взносы и пожертвования (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Ответ:


Отношения сторон по договору пожертвования регулируются положениями статей 572 - 582 гл. 32 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федерального закона от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 135-ФЗ).

Благотворительная деятельность - это добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ст. 1 Закона № 135-ФЗ).

При этом, в основном, передача имущества по договору пожертвования является одной из форм благотворительной деятельности. Однако не всегда пожертвование признается благотворительностью, поскольку благотворительная деятельность осуществляется только в целях, указанных в п. 1 ст. 2 Закона № 135-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. К такому договору применяются правила, предусмотренные п. 2 ст. 170 ГК РФ.
Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

Пожертвования могут делаться гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также РФ, субъектам РФ (ст. 124, п. 1 ст. 582 ГК РФ).

Из системного толкования п. 1 ст. 572 и п. 1 ст. 582 ГК РФ следует, что пожертвование является подвидом договора дарения.

На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.
Пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества (п. 2, 3 ст. 582 ГК РФ).

Согласно п. 5 ст. 582 ГК РФ использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением или изменение этого назначения с нарушением правил, предусмотренных п. 4 ст. 582 ГК РФ, дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования.

Таким образом, договор пожертвования, представляя собой разновидность договора дарения, является безвозмездным. Из содержания ст. 582 ГК РФ следует лишь обязанность благополучателя использовать принятое пожертвование по определенному жертвователем назначению.

Соответственно, условие договора пожертвования об обязанности благополучателя указывать наименование и логотип жертвователя, не соответствует требованиям ст. 572, 582 ГК РФ. Следовательно, условие договора пожертвования об обязанности благополучателя указывать во всех информационных материалах, связанных с реализацией проекта, включая публикации информации в СМИ, наименование и логотип жертвователя является ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ и не порождает каких-либо прав и обязанностей. Аналогичный вывод содержится в судебной практике (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2012 по делу № А05-8805/2011, решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.10.2011 по делу № А05-8805/2011).

Таким образом, включение жертвователем в договор пожертвования условия об обязанности благополучателя указывать во всех информационных материалах, связанных с реализацией проекта, включая публикации информации в СМИ, наименование и логотип жертвователя неправомерно.  
Кроме того, сделка, в которой передача пожертвования сопровождается встречными обязательствами со стороны благополучателя (одаряемого), может быть квалифицирована судом как договор возмездного оказания услуг или иной гражданско-правовой договор (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2015 № 10АП-9996/2015 по делу № А41-21507/15).


Ю.Ю. Астахова

Вопрос:


Обязана ли организация, занимающаяся охранной деятельностью (г. Москва), проводить специальную оценку условий труда в отношении рабочих мест, находящихся на территориях различных объектов (ТЦ, БЦ, железнодорожные станции и др.) заказчиков охранных услуг города?

Ответ:

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда урегулированы Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426-ФЗ).

В рамках выполнения обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда работодатель должен обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с Законом № 426-ФЗ (ч. 1, 2 ст. 212 ТК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ). Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда также возлагаются на работодателя (ч. 1 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

При этом в соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда не проводится только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Иных исключений, в том числе в отношении работников частных охранных организаций, в том числе исполняющих свои трудовые обязанности на объектах заказчика, действующим законодательством не предусмотрено.

На рабочих местах работников, отличных от указанных, специальная оценка условий труда проводится в обязательном порядке в соответствии с требованиями Закона № 426-ФЗ и Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Следовательно, организация, занимающаяся охранной деятельностью, обязана провести специальную оценку условий труда на всех имеющихся у него рабочих местах, независимо от того, где они расположены.

Напоминаем, что нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
При этом следует отметить, что правоприменительная практика по данному вопросу является неоднозначной.

Согласно первой позиции, суды признают правомерным привлечение частных охранных организаций к ответственности за непроведение работодателем специальной оценки условий труда на рабочих местах охранников, находящихся на территории заказчиков охранных услуг (Решение Мурманского областного суда от 20.12.2016 по делу № 21-609/2016, Решение Великолукского городского суда Псковской области от 23.04.2015 по делу № 12-41/2015, Решение Дорогомиловского районного суда города Москвы от 02.04.2014 по делу № 2-1412/2014~М-646/2014).

В соответствии со второй позицией, на работодателей – частных охранных организаций не может быть возложена обязанность по проведению специальной оценки условий труда в отношении мест охранников, находящихся на территории организации-заказчика, поскольку помещения постов охраны не отвечают нормативному понятию «рабочего места». Следовательно, проведение охранной организацией специальной оценки условий труда на чужих территориях и в чужих помещениях заказчиков охранных услуг является невозможным. (Решение Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 26.10.2016 по делу № 12-437/2016, Решение Свердловского районного суда города Красноярска от 30.07.2014 по делу № 2-1233/2014~М-4501/2013, Постановление ФАС Московского округа от 20.12.2010 № КА-А41/15744-10 по делу № А41-42786/09).

По нашему мнению, во избежание риска привлечения к административной ответственности, организация, занимающаяся охранной деятельностью, должна проводить специальную оценку условий труда в отношении рабочих мест, находящихся на территориях различных объектов заказчиков охранных услуг.


Ю.Ю. Астахова