1234

Горячая линия: (495) 225-98-00

 

Вопрос:


Российская организация в  2016 году приобретает долю в уставном капитале компании, зарегистрированной на территории Британских-Виргинских островов. Сумма сделки более 60 млн. рублей. Должна ли Организация - покупатель подавать уведомление о контролируемых сделках? Какова ответственность за непредставление Уведомления о контролируемых сделках?

Ответ:

Согласно п. 2 ст. 105.16 НК РФ налогоплательщики, сделки которых признаются контролируемыми, обязаны уведомить налоговый орган в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены такие сделки. В соответствии с п.1 ст.105.14 НК РФ контролю подлежат сделки между взаимозависимыми лицами. Общие критерии  взаимозависимости установлены в п. 1 ст. 105.1 НК РФ. Согласно пп.3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ к сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются сделки, если одной из сторон является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса. Вышеуказанный перечень утвержден Приказом Минфина РФ от 13 ноября 2007 г. № 108н. Британские-Виргинские острова поименованы в данном перечне. В соответствии  с п. 7 ст. 105.14 НК РФ такие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн. рублей. Следует отметить: если участники сделки, одна сторона которой зарегистрирована на территории иностранного государства, изначально являются взаимозависимыми лицами, то такая сделка с иностранным (в т.ч. офшорным) лицом подпадает под контроль вне зависимости от размера дохода (Письма Минфина России от 03.12.2014 № 03-01-18/61817, от 10.02.2014 № 03-01-18/5232, от 13.01.2014 № 03-01-18/349).

Как было указано выше, сделки, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 ст.105.14 НК РФ, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей. В рассматриваемой ситуации российская организация является покупателем, соответственно, у нее возникает расход, а доход по сделке получает иностранная организация - продавец. При определении того, является ли сделка контролируемой, не используется понятие «расходы». Но, поскольку покупатель также является стороной контролируемой сделки, то у него возникает обязанность заполнить Уведомление о контролируемых сделках. (далее Уведомление). Такие разъяснения даны в письмах ФНС от 12.03.2013 № ОА-4-13/4033 и от 26.10.2012 № ОА-4-13/18182. Минфин в своих письмах отмечает,  что для целей ст. 105.14 НК РФ сумму доходов по сделке можно рассматривать как сумму стоимостных оценок операций, совершенных во исполнение сделки. При этом, в случае если в результате совершения операции налогоплательщик является источником дохода другого участника сделки под стоимостной оценкой операции следует понимать  доход этого другого участника сделки, определяемый налогоплательщиком как сумма доходов, учитываемых другим участником сделки при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций с учетом порядка, установленного главой 25 НК РФ, за соответствующий календарный год. (Письмо Минфина России от 16 августа 2013 г. № 03-01-18/33535, Письмо Минфина России от 19.11.2012 № 03-01-18/9-174).

Форма Уведомления  утверждена Приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@. В рассматриваемой ситуации Уведомление должно быть подано не позднее 20 мая 2017 года.

За неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган Уведомления о контролируемых сделках, или представление налогоплательщиком в налоговый орган Уведомления, содержащего недостоверные сведения, предусмотрена ответственность по ст.129.4 НК РФ – штраф в размере 5000 рублей.

А.И.Сурова

Вопрос:


На таможне изъят товар для проведения экспертизы, о чем выдан Акт. Товар нам не возвращен. В ГТД указано полное количество товаров на основании инвойса. Как в налоговом учете списать изъятый товар?

Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 138 Таможенного кодекса Таможенного союза, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания, назначается таможенная экспертиза. Согласно ст.144 ТК ТС для проведения таможенной экспертизы должностные органы таможенных органов отбирают пробы и образцы товаров. При этом составляется акт об отборе проб и образцов товаров в двух  экземплярах по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 260, один экземпляр которого передается декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или их представителям, если они установлены. Порядок отбора таможенными органами Российской Федерации проб (образцов) товаров для проведения таможенной экспертизы утвержден Приказом ФТС России от 20.11.2014 № 2264. Таким образом, передача образцов товара в данной ситуации  производится  в соответствии с положениями таможенного законодательства РФ и не может рассматриваться как безвозмездная. Согласно пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ  к прочим  расходам, связанным с производством и реализацией, относятся  другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, т.е. перечень данных расходов является открытым. По нашему мнению, стоимость изъятых товаров может быть учтена в составе вышеуказанных расходов. При этом  должны соблюдаться общие условия для признания  расходов, которые установлены в п. 1 ст. 252 НК РФ: расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и произведены для деятельности, направленной на получение дохода.

А.И.Сурова

Вопрос:


Организация-поставщик продовольственных товаров, применяющая общую систему налогообложения, выплачивает покупателю, занимающемуся перепродажей товаров (владельцу торговых сетей), денежную премию в размере 10 %  от цены приобретаемых товаров. Вознаграждение по условиям договора поставки выплачивается за достижение определенного объема закупаемых товаров,  за услуги по продвижению товара,  за услуги по его подготовке, обработке и упаковке.  Можно ли учесть данные расходы по налогу на прибыль?

Ответ:

Согласно редакции  ч. 4 и 6 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»  в редакции, действовавшей до 15 июля 2016 года (далее – Закон о торговле) продавец продовольственных товаров вправе выплачивать покупателю вознаграждение за закупку определенного количества товара в размере  не более 10% от цены закупаемого товара, причем иные виды вознаграждения в рамках договора поставки продовольственных товаров выплачивать покупателю нельзя.

При этом, данное вознаграждение учитывается для целей налога на прибыль продавцом в составе внереализационных расходов (пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ, Письма Минфина России от 12.10.2011 № 03-03-06/1/665, от 12.01.2011 № 03-07-11/03, от 11.10.2010 № 03-03-06/1/643). Причем иные виды вознаграждения, установленные в договоре поставки продовольственных товаров, например  за услуги, направленные на продвижение товаров, за услуги по его подготовке, обработке и упаковке выплаченные покупателю учесть для целей налога на прибыль продавец не вправе, так как они запрещены Законом о торговле (ч. 6 ст. 9 Закона о торговле). Аналогичные разъяснения давал Минфин России (Письма Минфина России от 12.10.2011 № 03-03-06/1/665, от 13.04.2010 № 03-03-06/1/263, от 12.04.2010 № 03-03-06/1/251, от 19.02.2010 № 03-03-06/1/85). Но в то же время, для того чтобы учесть иные виды вознаграждения для целей налога на прибыль  (например  за услуги, направленные на продвижение товаров, за услуги по его подготовке, обработке и упаковке) продавец может заключить отдельные договора  с покупателем на оказание  им возмездных услуг (ч. 11 ст. 9 Закона о торговле, Письмо Минфина России от 19.02.2010 № 03-03-06/1/85). Размер вознаграждения по договорам за оказание услуг покупателем, направленным на продвижение продовольственных товаров, до 15 июля 2016 года ничем не был ограничен (ч.4, 6, 11 Закона о  торговле в ред., действовавшей до 15 июля 2016 года.)

            С 15 июля 2016 года вступила в силу новая редакция Закона о торговле (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 273-ФЗ), согласно которой продавец продовольственных товаров не может выплачивать покупателю вознаграждение более 5 % от  цены приобретаемых товаров (ч. 4 ст. 9 Закона о торговле). Также никуда не исчез запрет на включение в условия договора поставки продовольственных товаров иных видов услуг (кроме вознаграждения за объем закупки (ч. 6 ст. 9 Закона о торговле)). Продавцу продовольственных товаров на услуги, направленные на продвижение товаров, на услуги по его подготовке, обработке и упаковке нужно заключать с покупателем отдельные договора на оказание возмездных услуг (ч. 11 ст. 9 Закона о торговле). При этом размер вознаграждения по договорам за оказание услуг покупателем, направленным на продвижение продовольственных товаров продавца и других подобных услуг, за объем закупок продовольственных товаров, предусмотренных отдельным договором поставки в сумме не должны превышать  5% от  цены приобретаемых товаров. То есть законодатель ограничил вознаграждение, которое может получить покупатель от поставщика продовольственных товаров по всем договорам в сумме. 

В.В. Журавлев

Вопрос:


При заполнении декларации по налогу на прибыль в строку 041 Приложения 2 к Листу 02 входит ли плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (плата за негативное воздействие на окружающую среду)?

Ответ:

Согласно ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в частности, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, а также размещение отходов производства и потребления (п. 1 ст. 16 Закона № 7-ФЗ).

Для целей исчисления налога на прибыль платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах утвержденных лимитов могут включаться в состав материальных расходов, уменьшающих налоговую базу, на основании пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ. Платежи за сверхнормативные выбросы не принимаются при исчислении налога на прибыль в силу п. 4 ст. 270 НК РФ (см. также п. 7 Порядка, Письмо Минфина России от 26.01.2006 № 03-03-04/4/18, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.10.2011 № Ф07-8969/11 по делу № А21-119/2011).

В соответствии с п. 1 ст. 318 НК РФ расходы для целей налогообложения налогом на прибыль подразделяются на прямые и косвенные. Перечень расходов, которые могут быть отнесены к прямым, приведен в том же п. 1 ст. 318 НК РФ. Однако приведенный перечень прямых расходов не является закрытым и обязательным. Последним абзацем п. 1 ст. 318 НК РФ налогоплательщику предоставлено право самостоятельно определить в учетной политике для целей налогообложения конкретный перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Таким образом, организация должна самостоятельно определить будет ли данный расход в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду относится к прямым или косвенным. По нашему мнению, логичнее данный вид расхода относить к косвенным.

Согласно Порядку заполнения Декларации по налогу на прибыль, утвержденному Приказом ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-3/600@ (далее – Порядок), сумма прямых расходов, относящаяся к реализованным товарам (работам, услугам), отражается по строке 010 приложения 2 к листу 02 Декларации, а сумма косвенных расходов - по строке 040 приложения 02 к листу 2 Декларации (п. 7.1 Порядка).

По строке 041 приложения 2 к листу 02 Декларации по налогу на прибыль организаций указываются суммы налогов и сборов, начисленные в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к платежам в соответствии с Законом № 7-ФЗ, а не НК РФ (налоги и сборы перечислены в главе 2 НК РФ).

Таким образом, сумма таких платежей в пределах установленных норм по строке 041 приложения 2 к листу 02 Декларации не отражается, так как по этой строке показываются только суммы налогов и сборов.

И.С. Новиков

Вопрос:


Организация один раз в год выплачивает физическим лицам авторское вознаграждение за создание и использование изобретений. Нужно ли этих физических лиц включать в отчет СЗВ-М?

Ответ:

Созданные физическим лицом изобретения относятся к объектам авторских прав на основании ст. 1259 ГК РФ. Организация может выплачивать таким физическим лицам, не состоящим в штате, вознаграждения по договорам авторского заказа, лицензионным и другим.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3)идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками, по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Объектом обложения страховыми взносами, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Таким образом, на основании вышеизложенного, организация, при выплате вознаграждения таким физическим лицам, обязана включить информацию о них в отчет СЗВ-М.

И.С. Новиков

Вопрос:


В организацию был принят работник. При приеме на работу гражданин не предоставил трудовую книжку (заверил, что принесет ее позже). Однако по истечении месяца трудовая книжка работником не представлена. Может ли работодатель в одностороннем порядке оформить на данного гражданина трудовую книжку? Работодатель со своей стороны хочет себя обезопасить от претензий со стороны трудовой инспекции в связи с тем, что записи о приеме на работу до сих пор нет, как и нет трудовой книжки.

Ответ:

Согласно ст. 65 Трудового Кодекса РФ (далее – ТК РФ) работник обязан предъявить работодателю трудовую книжку при заключении трудового договора. При заключении трудового договора впервые трудовая книжка оформляется работодателем. В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку. Таким образом, из буквального толкования нормы ст. 65 ТК РФ следует, что оформить трудовую книжку в одностороннем порядке (без каких-либо заявлений со стороны работника) работодатель может только в том случае, если трудовой договор со стороны работника заключается впервые. В иных случаях для оформления трудовой книжки нужно письменное заявление от работника.

В том случае если работник по каким-то причинам не предъявляет трудовую книжку работодателю и не желает писать заявление о ее оформлении, работодателю целесообразно «задокументировать» данные факты.  Как показывает анализ судебной практики, в случае конфликта с работником, работодатель может оказаться в такой ситуации, что будет обвинен в нарушении норм трудового законодательства, а именно, что не оформил трудовую книжку работнику (хотя работник якобы обращался с таким заявлением), либо попросту ее потерял. В одном из судебных дел суд указал, что «допустимым доказательством того, что трудовая книжка работником не предъявлялась и не передавалась работодателю, может быть только письменное заявление работника». Поскольку работодатель не смог представить в суд заявление от работника об оформлении трудовой книжки, суд посчитал, что работником была передана работодателю трудовая книжка  (см. Определение СК по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики от 22.05.2012 по делу № 33а-1286/12). В другом деле суд посчитал, что именно на работнике лежит обязанность доказать факт передачи работодателю трудовой книжки (Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 06.08.2012 № 11-16228/2012). При этом суды указывают, что в целях исполнения возложенной по закону обязанности по оформлению новой трудовой книжки соответствующее письменное заявление должно быть истребовано работодателем (Кассационное определение СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 21.11.2011 по делу № 33-11704).

Учитывая изложенное, в рассматриваемой ситуации, работодателю следует в письменной форме запросить у работника трудовую книжку или предложить написать заявление на ее оформление. Такой запрос следует передать работнику под роспись и оставить у себя документ, подтверждающий получение работником такого запроса. Также можно составить Акт в произвольной форме за подписью сотрудника кадровой службы или иного лица организации, ответственного за ведение трудовых книжек/оформление трудовых отношений о том, что трудовая книжка не была представлена при приеме на работу.

Ю.С. Терешко

Вопрос:


С января 2016 года в организации работает иностранец, безвизовый временно пребывающий, на основании патента, который ему выдан 15 января 2016 года, имеются квитанции об оплате авансового платежа за 10 месяцев. В феврале организация получила от налоговой инспекции уведомление, подтверждающее право на уменьшение налога на фиксированные авансовые платежи в 2016 году. В мае работник уволился из организации, а в июле вновь был трудоустроен. До увольнения ему уменьшили НДФЛ на четыре авансовых платежа на 16 800 руб. Имеет ли право организация продолжать уменьшать НДФЛ на авансовые платежи согласно уведомлению, налоговой, предоставленному до увольнения?

Ответ:

Чтобы получить патент, иностранный гражданин должен предъявить документ, подтверждающий уплату НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном положениями ст. 227.1 НК РФ, на период действия патента (п. 6 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Согласно п. 6 ст. 227.1 НК РФ сумма НДФЛ с доходов иностранных граждан, работающих на основании патента, исчисляется налоговыми агентами и подлежит уменьшению на фиксированные авансовые платежи, уплаченные налогоплательщиками за период действия патента в налоговом периоде. Уменьшение общей суммы НДФЛ на фиксированные авансовые платежи осуществляется налоговым агентом при наличии письменного заявления работника, квитанций, подтверждающих уплату фиксированных авансовых платежей и уведомления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей.

В данной ситуации налоговый агент имеет право продолжать уменьшать НДФЛ на фиксированные авансовые платежи и после повторного заключения трудового договора в июле 2016 г., так как в п. 6 ст. 227.1 НК РФ сказано, что уменьшение исчисленной суммы налога производится в течение налогового периода у одного налогового агента (Письмо ФНС России от 14.03.2016 № БС-4-11/4184@). То есть независимо от факта расторжения трудового договора и заключения нового данный работодатель имеет право не только продолжать уменьшать НДФЛ, но и уменьшить НДФЛ на авансовые платежи, уплаченные за период, когда работник работал у другого работодателя или вовсе не работал.

Е.Б. Гусева